Аптечный рынок Казахстана: итоги первых 9 месяцев 2011
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в Казахстане™, по итогам трех кварталов 2011г. розничный аптечный рынок страны в натуральном вы-ражении сократился на 4% и составил 331,581 млн. упаковок. В денеж-ном выражении (без учета ДЛО) рынок страны продемонстрировал пози-тивную динамику: 2% в казахских тенге и 3% - в долларах. В оптовых ценах рынок достиг 572,366 млн. долл. (83,690 млрд. тенге), в розничных – 699,243 млн. долл. (102,242 млрд. тенге) (рис.1). Средняя стоимость упаковки в розничных ценах составила 2,11 долл., тогда как годом ранее - 1,97 долл. По итогам девяти месяцев 2011г. уровень потребления ГЛС на душу населения составил 42,53 долл. (в 2010г. – 41,94 долл.).
Восемнадцать процентов проданных за 9 месяцев 2011г. в аптеках Казах-стана лекарств были произведены в Германии. И хотя доля немецких препаратов сократилась на 0,5 п.п. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, они продолжают лидировать со значительным отрывом. На вторую позицию вышли препараты российского производства, заняв-шие 7% рынка. По шесть процентов приходилось на ГЛС из Индии, США и Франции. Препараты местного производства аккумулировали 5% аптеч-ного рынка, также как и лекарства из Дании и Словении.
Топ-10 лидирующих производителей на аптечном рынке Казахстана по итогам девяти месяцев 2011г. продемонстрировал высокую стабильность – единственная перестановка произошла в нижней его части (табл. 1). Благодаря росту продаж на 5% компания ГЛАКСОСМИТКЛЯЙН поднялась на две позиции и заняла 8 место, потеснив на строчку вниз СОЛВЕЙ и ГЕДЕОН РИХТЕР (по – 5% у обеих). Остальным семи представителям рейтинга удалось сохранить свои позиции. Первую строчку по-прежнему занимают препараты нераспознанных производителей, хотя их доля в анализируемом периоде заметно сократилась. Наиболее востребован-ными на рынке Казахстана продолжают оставаться препараты компании НОВАРТИС (-1%), однако их продажи в анализируемом периоде снизи-лись. Отрицательную динамику и снижение долевого присутствия про-демонстрировали также САНОФИ-АВЕНТИС (-4%) и БЕРЛИН-ХЕМИ (-1%), занимающие 3 и 7 позиции. Суммарная доля, аккумулируемая десятью ведущими компаниями, также сократилась и составила 43,6%.
В Топ-10 ведущих торговых наименований произошли более выражен-ные изменения - только трем наименованиям удалось остаться на занятых ранее местах (табл.2). Это лидер рейтинга Актовегин (+18%), а также занимающие 6 и 8 места Сумамед (+0,1%) и Мезим форте (-4%). Остав-шиеся представители изменили свои позиции, при этом четыре – улуч-шили их. На строчку вверх переместились Линекс (+6%), ТераФлю от гриппа и простуды (+11%) и новый представитель Топ-10 Но-шпа (+6%), которые заняли 2, 4 и 10 места соответственно. На два пункта повысил свой рейтинг препарат Виферон (+4%), расположившийся на 7 строчке. В тоже время три наименования с отрицательной динамикой заняли более низкие места. Это Эссенциале Н (-6%), Цефазолин (-2%) и Дюфастон (-7%), опустившиеся на 3, 5 и 9 позиции соответственно.
Четыре представителя рейтинга ведущих МНН и группировочных наиме-нований продемонстрировали отрицательную динамику продаж (табл. 3). Это сохранившие 2 и 9 места Панкреатин (-3%) и Соевых бобов фосфо-липиды (-1%), а также комбинация Поливитамин+Мультиминерал (-11%) и МНН Ксилометазолин (-6%), опустившиеся на 4 и 10 строчки. Кроме того, вследствие невысокой динамики продаж на позицию вниз сместился Азитромицин (+1%). Напротив, рейтинговый прогресс отмечен у на-именований Амброксол (+6%), Флуконазол (+2%) и единственного нового участника Цефтриаксон (+20%). По-прежнему возглавляют рейтинг пре-параты нераспознанного состава. Общая доля десяти ведущих МНН уве-личилась с 23,0% до 23,6%.
Тройка лидеров, возглавляющих рейтинг ведущих АТС групп, осталась неизменной (табл. 4). Это группы J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+0,4%), N02 Анальгетики (+10%) и R05 Препа-раты для устранения симптомов простуды и кашля (+9%). Кроме того, R01 Назальные препараты (+3%) сохранили за собой седьмую строчку. Четыре представителя Топ-10 продемонстрировали рейтинговый прогресс. С 4 на 5 место поднялись M01 Противовоспалительные и противо-ревматические препараты (+13%), с 8 на 6 - G04 Препараты для лечения урологических заболеваний и с 10 на 9 - A07 Противодиарейные препа-раты (по +8% у обеих групп). Последнюю строчку рейтинга занял единст-венный новый его представитель A05 Препараты для лечения заболева-ний печени и желчевыводящих путей (+11%). Снижение продаж отмече-но у групп A11 Витамины (-3%) и G03 Половые гормоны (-5%). Итоговая доля анализируемой «десятки» увеличилась на 1 п.п. и достигла 45,0%.
Заключение.
Розничный рынок Казахстана по итогам девяти месяцев 2011г. увеличился на 2% в национальной валюте и на 3% - в долларовом эквиваленте, и составил 699,243 млн. долл. (102,242 млрд. тенге). В сравнении с динамикой первого полугодия текущего года, темпы роста немного снизились (+4% в тенге и +5% - в долларах). В натуральных показателях рынок продемонстрировал отрицательную динамику (-4%), а объем рынка составил 331,581 млн. упаковок. Относительно показателей аналогичного периода прошлого года, и средняя стоимость упаковки, и уровень потребления ГЛС жителями страны увеличились (2,11 долл. против 1,97 долл. и 42,53 долл. против 41,94 долл.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий